Counter-Strike — популярнейшая многопользовательская игра, имеет поддержку сетевых и одиночных игр (с ботами). Некоторые аналитики считают, что в настоящее время Counter-Strike 1.6 теряет популярность по мере появления у игроков более мощных ПК, поддерживающих современные игры с более красивой графикой и усовершенствованными физическими движками[14][15]. В 2007—2008 годах наметился обратный процесс — укрепления позиций CS 1.6 как турнирной дисциплины [16][17]. Множество людей по всему миру не спешат покинуть ряды виртуальных бойцов Counter-Strike.
Прежде всего это связано со ставшим привычным геймплеем. Однако, сейчас
активно развивается и приобретает всё большую популярность Counter-Strike: Source.
Основая идея игры — противостояние двух команд — Террористов (Terrorist team, T) и Контр-Террористов (Counter-Terrorist team, CT). Каждый игрок при входе в игру выбирает команду, за которую он хочет играть, либо возможность быть наблюдателем — Spectator — если это предусмотрено настройками игрового сервера.
Цель игры — выполнить задание карты или уничтожить противника. За
выполненные задания и уничтоженных противников игрок получает деньги,
которые может потратить на покупку оружия, боеприпасов и снаряжения.
(Проигравшая команда также получает деньги, но существенно меньше)
В зависимости от типа игровой карты, задания могут быть следующими:
Hostage Rescue
Целью игры является вывод заложников для CT, и их удерживание для
Террористов. CT выигрывают, если до окончания времени раунда успеют
довести всех заложников до rescue-зоны, а если будут выведены не
все заложники — победят Террористы. Заложники на радаре отображаются
(для CT) голубым цветом. При спасении заложника всем игрокам передаётся
голосовое сообщение Hostage has been rescued, а при спасении всех
заложников выводится соответствующее сообщение на экран. Чтобы
заставить следовать заложника за собой, игрок CT должен нажать Use,
находясь рядом с заложником (при этом слова, произносимые заложником,
хорошо слышны на большом расстоянии). Чтобы заложник перестал следовать
за CT, игрок должен снова нажать Use. В отличие от Террористов,
игрок CT может толкать заложников, если те блокируют его. Плохо
продумано поведение заложников — следуя за CT, они не могут приседать,
открывать двери, спрыгивая с большой высоты, не теряют hp. Если заложник
отстал, к нему нужно заново подойти и нажать Use. При нахождении в rescue-зоне у игроков CT слева появляется значок «R». Обычно, названия карт этого сценария начинаются с префикса cs_. Такие появились в хронологическом порядке первыми — в beta 1.0, самыми первыми картами были cs_siege, cs_mansion, cs_wpndepot и cs_prison.
Bomb / Defuse
На данный момент, карты только этого сценария используются на всех
крупных чемпионатах в силу дисбаланса сторон на картах иных сценариев.
Задачей для команды Террористов является подрыв бомбы в определённом
месте (планте, споте), которых на сбалансированных картах обычно два. Бомбу несёт один из игроков команды Террористов (bomber),
он может её скинуть, как обычное оружие. Игрок, несущий бомбу, на
радаре отображается оранжевым цветом; будучи скинутой, сама бомба на
радаре отображается мигающей оранжевой точкой (или с учётом высоты —
двумя перпендикулярными линиями), а при закладке — мигающим крестом
(только для команды Террористов). У игрока, несущего бомбу, её наличие
отображается слева на экране соответсвующим значком, а сам игрок имеет
рюкзак на спине. При нахождении в зоне закладки, значок начинает мигать
красным цветом. В момент закладки всем игрокам обеих команд передаётся
сообщение The bomb has been planted. У CT есть возможность
сократить время разминирования бомбы, купив Defuse Kit, с которым оно
составляет 5 секунд (без него — 10 секунд). Время закладки бомбы
составляет всего 3 секунды. Первые карты этого типа появились в beta 4.0 — ими были de_nuke, de_dust, de_prodigy.
VIP Assassination
Задачей Террористов на картах такого рода является убийство
VIP-игрока (в общем случае, не дать ему спастись), которым становится
один из игроков команды CT. При этом у VIP нет возможности купить
оружие, патроны или снаряжение, однако он имеет 200 % ap без шлема.
Задача CT — довести VIP до зоны спасения. Карты этого сценария имеют
префикс as_. Единственной картой такого сценария в официальном наборе CS является as_oilrig.
Escape
Из-за отсутствия популярности карт этого типа, последняя escape-карта была удалена из официального набора карт ещё в beta 7.0 (es_trinity).
Задачей Террористов является добежать до escape-зоны — спастись. Задача
CT — помешать им. Если до escape-зоны доберутся более половины
Террористов — выиграет их команда. В обратном случае — команда CT.
В любом из сценариев, команда выигрывает при уничтожении команды
противника (исключение — карты типа Bomb/Defuse: уничтожение команды
Террористов, при условии, что они успели заложить бомбу, не приводит к
автоматической победе команды Контр-Террористов). При окончании времени
раунда выигрывает команда, выполнившая свою цель (CT на картах
Bomb/Defuse и Escape, и Террористы на картах Hostage Rescue и VIP
Assassination).
Типы карт
В последнее время появились новые виды карт:
aim — Обычно, открытые карты для тренировки стрельбы на дальних и средних расстояниях.
awp — Игра ведётся на снайперских винтовках AWP (реже Scout).
dm — Карты для модификацииDeathmatch Mod (CSDM)[источник?].
Простые карты, на которых минимум внешнего реализма, но много
адреналина. Игра на таких картах быстротечна. В этом виде карт две
команды соревнуются не за бомбы или заложников, а за фраги. Некоторые карты имеют разделение на команды, на некоторых каждый сам за себя[источник?].
fy — Frag Yard. Оружие разбросано по картам, не на всех картах есть покупные точки, часто от dm отличаются симметрией респаунов.[18]
gg — Gun Game. Карты для модификации Gun Game.
he — Hi-Explosive. Обычно, небольшие карты. Из оружия — только гранаты.
ka — Knife Arena, игра в которой нельзя купить оружие, игрокам выдаются только ножи.
kz — Карты для модификации Climbing Mod (Kreedz), — некоего аналога мода DeFRaG (Quake III Arena), где игроку не нужно никого убивать, а целью является преодоление порой очень длинных и сложных препятствий на время.
pa — Prepared Assault или Pistol Arena, то же самое, что и ka, за исключением выдаваемого оружия — пистолеты.[18]
sj — Карты для модификации SoccerJam
surf — Карты, кардинально отличающиеся от классического CS
присутствием на них рамп — распложенных под углом поверхностей, на
которых при определённых настройках сервера возможно скольжение.
Последнее время приобретает большую популярность из-за своей
оригинальности, так как на этих картах надо не только уметь метко
стрелять, но и хорошо кататься. Создаются даже целые сервера,
посвящённые только surf-картам.
wh или spam — WallHack. Чаще всего, — это ремейки популярных карт (de_dust[источник?], de_dust2, de_train и так далее). Главная особенность — прозрачные стены.
zm — Zombie Mod. Карты для, так называемой, модификации Zombie Mod.
Концепция карт состоит в том, что игроки делятся на людей и зомби,
причём зомби имеют только ножи и не имеют права на покупки, но обладают
гораздо большей скоростью и здоровьем. Если зомби удаётся поразить
человека, он также становится зомби. Цель зомби — поразить всех людей.
Цель людей — выжить или убить всех зомби.
ze - Zombie Escape. Карты, так же предназначеные для модификации Zombie Mod,
но отличие от карта zm состоит в том что на данных картах целью людей
является добраться до определенного места (бункер, вертолет, лодка и
т.д.), а не баррикадироваться в каком-то месте, при этом все время
отстреливаться от зомби. Ну а зомби надо догнать людей.
В общем случае только создатель определяет название карты, которое
может не соответствовать де-факто принятым заданию этой карты. (например
cs_pf_dust, cs_deagle5). Существуют и другие типы заданий.
Counter-Strike — первая игра с развитой системой командного взаимодействия и экономикой.[источник?]
Для своего времени Counter-Strike был достаточно реалистичным шутером
с хорошей графикой и быстро завоевал популярность. Довольно быстро
появились профессиональные спортсмены и команды, а игра была включена в
списки крупнейших соревнований по кибериграм.
Управление и интерфейс
Как и большинство шутеров от первого лица, в Counter-Strike
используется управление клавиатурой и мышью. По умолчанию с помощью
мыши происходит управление ориентацией в пространстве (поворот),
стрельба, включение второй функции оружия и его переключение. С помощью
клавиатуры — перемещение и иные функции.
Схема HUD-интерфейса
Интерфейс представляет собой HUD-систему. На экране, по его периферии, отображаются:
Радар. Более светлая область представляет угол зрения игрока. На
радаре отображаются игроки своей команды, заложники (голубым цветом),
бомба (оранжевым), причём объекты отображаются с учётом высоты — точкой
или двумя перепендикулярными линиями. Есть возможность отметить игроков
(светлооранжевым цветом) командой trackplayer и отменить это действие командой clearplayers.
Выбор оружия. Иконки показывают конкретное оружие (на примере — MP5 Navy),
номер — наличие первичного (primary), вторичного (secondary) оружия,
ножа, гранат и бомбы (1, 2, 3, 4, 5 соответсвенно). Полоска — запас
патронов.
Убийства отображаются в правом верхнем углу. Показывается тип оружия, убийство попаданием или не попаданием в голову (headshot), или самоубийство.
Фонарь. Отображается включённый или выключенный фонарик.
Голосовая связь. Имя справа соответсвует нику говорящего через микрофон игрока.
Сумма денег на счету. Не менее 0 и не более $16000 по умолчанию.
Количество патронов в магазине, общее количесвто в запасе и тип патронов.
Здоровье. Изначально имеется 100 % (Hit Points[19] или Health Points[20], hp).
Броня. В случае покупки бронежилета с каской появляется
соответствующая иконка, в случае покупки бронежилета отдельно — просто
иконка в виде щита. Изначально 0 % (Armor Points, ap)
Индикатор управления транспортным средством.
Остаток времени до конца раунда. В случае, если до конца остаётся менее 30 секунд, иконка начинает мигать красным цветом.
Прицел. Возможно изменение цвета, размера, прозрачности и поведения прицела.
Индикатор, связанный с заданием карты. Наличие бомбы у
террориста, Rescue-зона, зона для вывода VIP, зона для побега
террористов на Escape-картах. Иконки начинают светиться красным, в
случае нахождения в соответствующей зоне (например, зоне закладки
бомбы). Иконка в виде щипцов — наличие Defuse Kit у контр-террориста.
Зона покупки символизируется появлением соответствующей иконки.
«Опасные условия» также символизируются соответствующей иконкой (долгое нахождение под водой, попадание в огонь и др.)
Чат
игры отображается слева внизу. В игре также ведётся статистика смертей и
убийств, отображается задержка до сервера. Возможна частичная настройка
управления и внешнего вида через главное меню, однако через консоль возможна гораздо более тонкая настройка.
Денежная система CS
В отличие от Half-Life, в Counter-Strike одним из аспектов игры
являются количество денег на счету игрока. Эти деньги могут быть
использованы для покупки оружия и снаряжения. Делать покупки можно
только в т. н. зоне покупки (buy-zone), присутствие в которой
символизируется соответствующим значком. Наличие ограниченного денежного
счета вносит серьёзные коррективы в тактику игры, а хорошее и
тщательное планирование денежной политики в матче может существенно
приблизить команду к выигрышу. На протяжении своей истории, денежная
система CS многократно изменялась и перестраивалась. Создатели пытались
найти наилучший сбалансированный вариант. Изменялась стоимость оружия,
добавлялись различные его виды.
По окончанию раунда каждый игрок выигравшей команды получает на свой
счёт определённую сумму денег, а игроки проигравшей — меньшую сумму. В
зависимости от типа задания и совершенных действий эти деньги различны.
Максимально возможная сумма на счету — 16000$, минимально возможная —
0$.
Действие
Вознаграждение
Убийство члена команды противника
+300$ индивидуально, сразу
Убийство члена своей команды
−3300$ индивидуально, сразу
Проигрыш команды в одном раунде при провале задания или при уничтожении команды
+1400$ каждому члену команды по завершению раунда
Проигрыш команды в 2х и более раундах подряд при провале задания или при уничтожении команды
+1900$ (в 2х), +2400$ (в 3х), +2900$(в 4х), +3400$ (в 5и и более) каждому члену команды по завершению раунда
Окончание времени раунда на карте типа Bomb/Defuse
+3250$ каждому члену команды CT, 0 команде Террористов
Террористы выигрывают, взорвав бомбу
+3250$+250$ каждому члену команды по завершению раунда
CT выигрывают, обезвредив бомбу
+3250$ каждому члену команды CT по завершению раунда, а также +250$ каждому члену команды Террористов за закладку бомбы
Победа уничтожением противника на карте типа Bomb/Defuse
+3250$ каждому члену выигравшей команды по завершению раунда
Убийство заложника
−3300$ у того кто убьет заложника
Впрочем, денежная система может быть существенно изменена с помощью сторонних плагинов. Например, в DeathMatch
Mod оружие даётся бесплатно. Существуют также системы с переменной
ценой оружия — популярное оружие является более дорогим, чем
непопулярное.
Игровые персонажи
На выбор игроков создатели Counter-Strike предлагают несколько
игровых моделей, для каждый команды различных, отличающихся друг от
друга внешним обликом, маскирующим игрока на различных картах. Для
каждой команды доступно по четыре игровых модели: американский Seal Team 6, немецкий GSG-9, английский Special Air Serice (SAS) и французский GIGN — для команды Контр-Террористов; восточно-европейский Phoenix Faction, ближне-восточный Elite Crew, шведские Arctic Avengers, Guerilla Warfare — для команды Террористов. Помимо этих моделей, в игре есть особый скин для VIP-игрока (на картах типа VIP assassination) и особые модели заложников (на картах Hostage Rescue).
Системные требования
Системные требования для клиентской части игры существенно отличаются от требований к оборудованию для серверного ПО [21].
Идейными вдохновителями и первыми разработчиками Counter-Strike стали Minh «Gooseman» Le и Jess «Cliffe» Cliffe (Minh Le(англ.), Jess Cliffe(англ.)). В январе 1999 Minh Le заканчивает свою деятельность в разработке модификации Quake 2 — Action Quake2, он хочет создать свою собственную многопользовательскую online-игру. В 1998 году в свет выходит Half-Life, а в свободном доступе появляется SDK-набор
для создания модов к нему. Зимой 1999 Minh Le начинает заниматься
моделированием и программированием для своей новой (пока что безымянной)
игры, Jess Cliffe помогает ему, а также занимается раскруткой проекта. В
середине марта того же года было придумано название для игры — Counter-Strike,
— появляются первые сайты, посвященные ей. Первая бета-версия мода была
выпущена 19 июня 1999 года, а осенью того же года появляются первый
online-сервер. Будучи бесплатной, Counter-Strike стремительными темпами
завоёвывает аудиторию, конкурируя с такими коммерческими проектами, как Quake III и Unreal Tournament. Весной 2000 года к проекту подключается Valve,
обещая материальную и моральную поддержку. Компания выкупила игру,
наняв Minh Le и Jess Cliffe в свой штат, а 8 ноября 2000 состоялся релиз
игры Counter-Strike 1.0.
Версии
На сегодняшний момент известно о нескольких наиболее играемых версиях Counter-Strike:
Counter-Strike 1.6
Counter-Strike 1.6 — это так называемый «классический CS».
Используется фанатами старого интерфейса и движка. Наиболее популярная и
распространённая версия игры, которая до сих пор используется на
разного рода соревнованиях вплоть до мирового масштаба.
Основные отличия от предыдущих версий — новый GUI
(интерфейс пользователя), изменения в ценах на некоторые виды оружия,
введение двух новых видов оружия — штурмовых винтовок IDF Defender
(прототипом послужила израильская штурмовая винтовка IMI Galil) для террористов и Clarion 5.56 (прототип — французский FAMAS)
для контртеррористов. Введение этих видов оружия преследовало одну цель
— закрытие «пропасти» между командой, проигравшей два раза подряд и
командой-победителем. При старой системе проигравшая команда была
вынуждена использовать оружие класса SMG (пистолеты-пулемёты), что не
давало ей возможности отыгратся. Теперь же команда могла позволить
купить новые штурмовые винтовки, что увеличивало их шансы на победу и
делало игру более динамичной и интересной. Также в CS1.6 увеличена убойная сила пистолета Glock (который в CS1.6
переименован в 9×19 Sidearm), что уравнивает шансы террористов и
контртеррористов в первом раунде. Ещё одно важное нововведение — щит
(Tactical Shield) для контртеррористов, защищающий его пользователя от
фронтального огня в закрытом положении и позволяющий вести огонь из
пистолета, раскрывшись. Это нововедение очень критиковалось фанатами
игры, потому что сильно изменяло баланс игры в сторону контртеррористов и
провоцировало их на использование позиционных, «кемперских», тактик
боя. Из-за столь сильной критики щит был удалён из последующих версий
игры и запрещён на официальных чемпионатах. В версии CS1.6 были
введены некоторые измения в игровой процесс — игрок, обезвредивший бомбу
или установший её (с её последующим взрывом), получает три
дополнительных очка.
Любительская, то есть нелицензионная версия Counter-Strike
прошла долгий путь из неофициальных обновлений (т. н. «патчей»),
разработанных энтузиастами. В основном эти обновления представляют собой
оптимизацию сетевого кода и исправление критических ошибок, ведущих к
сбою клиента или сервера Counter-Strike, а также незначительные улучшения графики.
Counter-Strike Online
Counter-Strike Online — претендующая на самостоятельность
версия популярной игры, результат реализации совместного проекта студий
Valve и Nexon, позиционируется разработчиками как попытка вдохнуть новую
жизнь в наиболее успешную на рынке компьютерных игр Counter Strike 1.6. Бета-тестирование и полигонные испытания новой версии CS Online определены пока только для азиатского рынка. К новшествам Counter-Strike Online
можно отнести максимально отточенный онлайновый геймплей,
дополнительные возможности командной игры, новые функциональные игровые
карты, принципипально непохожие на карты из предыдущих версий игры,
новые тактические приёмы и возможности ведения боя: поражение сразу двух
противников при ведении прицельного огня по одному из них, улучшенная
поведенческая физика тел при попадании снарядов (knockback), возможность
в игре переключаться между несколькими картами путём телепорта.[источник?]
И, наконец, киберспортсменов ждут релизы новых видов оружия — от
пистолетов-пулемётов до тяжёлых единиц автоматического оружия,
предоставляя тем самым возможность оценить соблюден ли баланс вооружения
между противоборствующими сторонами. На данный момент для скачивания
доступна Beta версия Counter-Strike Online[25].
Counter-Strike — популярнейшая многопользовательская игра, имеет поддержку сетевых и одиночных игр (с ботами). Некоторые аналитики считают, что в настоящее время Counter-Strike 1.6 теряет популярность по мере появления у игроков более мощных ПК, поддерживающих современные игры с более красивой графикой и усовершенствованными физическими движками[14][15]. В 2007—2008 годах наметился обратный процесс — укрепления позиций CS 1.6 как турнирной дисциплины [16][17]. Множество людей по всему миру не спешат покинуть ряды виртуальных бойцов Counter-Strike.
Прежде всего это связано со ставшим привычным геймплеем. Однако, сейчас
активно развивается и приобретает всё большую популярность Counter-Strike: Source.
Основая идея игры — противостояние двух команд — Террористов (Terrorist team, T) и Контр-Террористов (Counter-Terrorist team, CT). Каждый игрок при входе в игру выбирает команду, за которую он хочет играть, либо возможность быть наблюдателем — Spectator — если это предусмотрено настройками игрового сервера.
Цель игры — выполнить задание карты или уничтожить противника. За
выполненные задания и уничтоженных противников игрок получает деньги,
которые может потратить на покупку оружия, боеприпасов и снаряжения.
(Проигравшая команда также получает деньги, но существенно меньше)
В зависимости от типа игровой карты, задания могут быть следующими:
Hostage Rescue
Целью игры является вывод заложников для CT, и их удерживание для
Террористов. CT выигрывают, если до окончания времени раунда успеют
довести всех заложников до rescue-зоны, а если будут выведены не
все заложники — победят Террористы. Заложники на радаре отображаются
(для CT) голубым цветом. При спасении заложника всем игрокам передаётся
голосовое сообщение Hostage has been rescued, а при спасении всех
заложников выводится соответствующее сообщение на экран. Чтобы
заставить следовать заложника за собой, игрок CT должен нажать Use,
находясь рядом с заложником (при этом слова, произносимые заложником,
хорошо слышны на большом расстоянии). Чтобы заложник перестал следовать
за CT, игрок должен снова нажать Use. В отличие от Террористов,
игрок CT может толкать заложников, если те блокируют его. Плохо
продумано поведение заложников — следуя за CT, они не могут приседать,
открывать двери, спрыгивая с большой высоты, не теряют hp. Если заложник
отстал, к нему нужно заново подойти и нажать Use. При нахождении в rescue-зоне у игроков CT слева появляется значок «R». Обычно, названия карт этого сценария начинаются с префикса cs_. Такие появились в хронологическом порядке первыми — в beta 1.0, самыми первыми картами были cs_siege, cs_mansion, cs_wpndepot и cs_prison.
Bomb / Defuse
На данный момент, карты только этого сценария используются на всех
крупных чемпионатах в силу дисбаланса сторон на картах иных сценариев.
Задачей для команды Террористов является подрыв бомбы в определённом
месте (планте, споте), которых на сбалансированных картах обычно два. Бомбу несёт один из игроков команды Террористов (bomber),
он может её скинуть, как обычное оружие. Игрок, несущий бомбу, на
радаре отображается оранжевым цветом; будучи скинутой, сама бомба на
радаре отображается мигающей оранжевой точкой (или с учётом высоты —
двумя перпендикулярными линиями), а при закладке — мигающим крестом
(только для команды Террористов). У игрока, несущего бомбу, её наличие
отображается слева на экране соответсвующим значком, а сам игрок имеет
рюкзак на спине. При нахождении в зоне закладки, значок начинает мигать
красным цветом. В момент закладки всем игрокам обеих команд передаётся
сообщение The bomb has been planted. У CT есть возможность
сократить время разминирования бомбы, купив Defuse Kit, с которым оно
составляет 5 секунд (без него — 10 секунд). Время закладки бомбы
составляет всего 3 секунды. Первые карты этого типа появились в beta 4.0 — ими были de_nuke, de_dust, de_prodigy.
VIP Assassination
Задачей Террористов на картах такого рода является убийство
VIP-игрока (в общем случае, не дать ему спастись), которым становится
один из игроков команды CT. При этом у VIP нет возможности купить
оружие, патроны или снаряжение, однако он имеет 200 % ap без шлема.
Задача CT — довести VIP до зоны спасения. Карты этого сценария имеют
префикс as_. Единственной картой такого сценария в официальном наборе CS является as_oilrig.
Escape
Из-за отсутствия популярности карт этого типа, последняя escape-карта была удалена из официального набора карт ещё в beta 7.0 (es_trinity).
Задачей Террористов является добежать до escape-зоны — спастись. Задача
CT — помешать им. Если до escape-зоны доберутся более половины
Террористов — выиграет их команда. В обратном случае — команда CT.
В любом из сценариев, команда выигрывает при уничтожении команды
противника (исключение — карты типа Bomb/Defuse: уничтожение команды
Террористов, при условии, что они успели заложить бомбу, не приводит к
автоматической победе команды Контр-Террористов). При окончании времени
раунда выигрывает команда, выполнившая свою цель (CT на картах
Bomb/Defuse и Escape, и Террористы на картах Hostage Rescue и VIP
Assassination).
Типы карт
В последнее время появились новые виды карт:
aim — Обычно, открытые карты для тренировки стрельбы на дальних и средних расстояниях.
awp — Игра ведётся на снайперских винтовках AWP (реже Scout).
dm — Карты для модификацииDeathmatch Mod (CSDM)[источник?].
Простые карты, на которых минимум внешнего реализма, но много
адреналина. Игра на таких картах быстротечна. В этом виде карт две
команды соревнуются не за бомбы или заложников, а за фраги. Некоторые карты имеют разделение на команды, на некоторых каждый сам за себя[источник?].
fy — Frag Yard. Оружие разбросано по картам, не на всех картах есть покупные точки, часто от dm отличаются симметрией респаунов.[18]
gg — Gun Game. Карты для модификации Gun Game.
he — Hi-Explosive. Обычно, небольшие карты. Из оружия — только гранаты.
ka — Knife Arena, игра в которой нельзя купить оружие, игрокам выдаются только ножи.
kz — Карты для модификации Climbing Mod (Kreedz), — некоего аналога мода DeFRaG (Quake III Arena), где игроку не нужно никого убивать, а целью является преодоление порой очень длинных и сложных препятствий на время.
pa — Prepared Assault или Pistol Arena, то же самое, что и ka, за исключением выдаваемого оружия — пистолеты.[18]
sj — Карты для модификации SoccerJam
surf — Карты, кардинально отличающиеся от классического CS
присутствием на них рамп — распложенных под углом поверхностей, на
которых при определённых настройках сервера возможно скольжение.
Последнее время приобретает большую популярность из-за своей
оригинальности, так как на этих картах надо не только уметь метко
стрелять, но и хорошо кататься. Создаются даже целые сервера,
посвящённые только surf-картам.
wh или spam — WallHack. Чаще всего, — это ремейки популярных карт (de_dust[источник?], de_dust2, de_train и так далее). Главная особенность — прозрачные стены.
zm — Zombie Mod. Карты для, так называемой, модификации Zombie Mod.
Концепция карт состоит в том, что игроки делятся на людей и зомби,
причём зомби имеют только ножи и не имеют права на покупки, но обладают
гораздо большей скоростью и здоровьем. Если зомби удаётся поразить
человека, он также становится зомби. Цель зомби — поразить всех людей.
Цель людей — выжить или убить всех зомби.
ze - Zombie Escape. Карты, так же предназначеные для модификации Zombie Mod,
но отличие от карта zm состоит в том что на данных картах целью людей
является добраться до определенного места (бункер, вертолет, лодка и
т.д.), а не баррикадироваться в каком-то месте, при этом все время
отстреливаться от зомби. Ну а зомби надо догнать людей.
В общем случае только создатель определяет название карты, которое
может не соответствовать де-факто принятым заданию этой карты. (например
cs_pf_dust, cs_deagle5). Существуют и другие типы заданий.
Counter-Strike — первая игра с развитой системой командного взаимодействия и экономикой.[источник?]
Для своего времени Counter-Strike был достаточно реалистичным шутером
с хорошей графикой и быстро завоевал популярность. Довольно быстро
появились профессиональные спортсмены и команды, а игра была включена в
списки крупнейших соревнований по кибериграм.
Управление и интерфейс
Как и большинство шутеров от первого лица, в Counter-Strike
используется управление клавиатурой и мышью. По умолчанию с помощью
мыши происходит управление ориентацией в пространстве (поворот),
стрельба, включение второй функции оружия и его переключение. С помощью
клавиатуры — перемещение и иные функции.
Схема HUD-интерфейса
Интерфейс представляет собой HUD-систему. На экране, по его периферии, отображаются:
Радар. Более светлая область представляет угол зрения игрока. На
радаре отображаются игроки своей команды, заложники (голубым цветом),
бомба (оранжевым), причём объекты отображаются с учётом высоты — точкой
или двумя перепендикулярными линиями. Есть возможность отметить игроков
(светлооранжевым цветом) командой trackplayer и отменить это действие командой clearplayers.
Выбор оружия. Иконки показывают конкретное оружие (на примере — MP5 Navy),
номер — наличие первичного (primary), вторичного (secondary) оружия,
ножа, гранат и бомбы (1, 2, 3, 4, 5 соответсвенно). Полоска — запас
патронов.
Убийства отображаются в правом верхнем углу. Показывается тип оружия, убийство попаданием или не попаданием в голову (headshot), или самоубийство.
Фонарь. Отображается включённый или выключенный фонарик.
Голосовая связь. Имя справа соответсвует нику говорящего через микрофон игрока.
Сумма денег на счету. Не менее 0 и не более $16000 по умолчанию.
Количество патронов в магазине, общее количесвто в запасе и тип патронов.
Здоровье. Изначально имеется 100 % (Hit Points[19] или Health Points[20], hp).
Броня. В случае покупки бронежилета с каской появляется
соответствующая иконка, в случае покупки бронежилета отдельно — просто
иконка в виде щита. Изначально 0 % (Armor Points, ap)
Индикатор управления транспортным средством.
Остаток времени до конца раунда. В случае, если до конца остаётся менее 30 секунд, иконка начинает мигать красным цветом.
Прицел. Возможно изменение цвета, размера, прозрачности и поведения прицела.
Индикатор, связанный с заданием карты. Наличие бомбы у
террориста, Rescue-зона, зона для вывода VIP, зона для побега
террористов на Escape-картах. Иконки начинают светиться красным, в
случае нахождения в соответствующей зоне (например, зоне закладки
бомбы). Иконка в виде щипцов — наличие Defuse Kit у контр-террориста.
Зона покупки символизируется появлением соответствующей иконки.
«Опасные условия» также символизируются соответствующей иконкой (долгое нахождение под водой, попадание в огонь и др.)
Чат
игры отображается слева внизу. В игре также ведётся статистика смертей и
убийств, отображается задержка до сервера. Возможна частичная настройка
управления и внешнего вида через главное меню, однако через консоль возможна гораздо более тонкая настройка.
Денежная система CS
В отличие от Half-Life, в Counter-Strike одним из аспектов игры
являются количество денег на счету игрока. Эти деньги могут быть
использованы для покупки оружия и снаряжения. Делать покупки можно
только в т. н. зоне покупки (buy-zone), присутствие в которой
символизируется соответствующим значком. Наличие ограниченного денежного
счета вносит серьёзные коррективы в тактику игры, а хорошее и
тщательное планирование денежной политики в матче может существенно
приблизить команду к выигрышу. На протяжении своей истории, денежная
система CS многократно изменялась и перестраивалась. Создатели пытались
найти наилучший сбалансированный вариант. Изменялась стоимость оружия,
добавлялись различные его виды.
По окончанию раунда каждый игрок выигравшей команды получает на свой
счёт определённую сумму денег, а игроки проигравшей — меньшую сумму. В
зависимости от типа задания и совершенных действий эти деньги различны.
Максимально возможная сумма на счету — 16000$, минимально возможная —
0$.
Действие
Вознаграждение
Убийство члена команды противника
+300$ индивидуально, сразу
Убийство члена своей команды
−3300$ индивидуально, сразу
Проигрыш команды в одном раунде при провале задания или при уничтожении команды
+1400$ каждому члену команды по завершению раунда
Проигрыш команды в 2х и более раундах подряд при провале задания или при уничтожении команды
+1900$ (в 2х), +2400$ (в 3х), +2900$(в 4х), +3400$ (в 5и и более) каждому члену команды по завершению раунда
Окончание времени раунда на карте типа Bomb/Defuse
+3250$ каждому члену команды CT, 0 команде Террористов
Террористы выигрывают, взорвав бомбу
+3250$+250$ каждому члену команды по завершению раунда
CT выигрывают, обезвредив бомбу
+3250$ каждому члену команды CT по завершению раунда, а также +250$ каждому члену команды Террористов за закладку бомбы
Победа уничтожением противника на карте типа Bomb/Defuse
+3250$ каждому члену выигравшей команды по завершению раунда
Убийство заложника
−3300$ у того кто убьет заложника
Впрочем, денежная система может быть существенно изменена с помощью сторонних плагинов. Например, в DeathMatch
Mod оружие даётся бесплатно. Существуют также системы с переменной
ценой оружия — популярное оружие является более дорогим, чем
непопулярное.
Игровые персонажи
На выбор игроков создатели Counter-Strike предлагают несколько
игровых моделей, для каждый команды различных, отличающихся друг от
друга внешним обликом, маскирующим игрока на различных картах. Для
каждой команды доступно по четыре игровых модели: американский Seal Team 6, немецкий GSG-9, английский Special Air Serice (SAS) и французский GIGN — для команды Контр-Террористов; восточно-европейский Phoenix Faction, ближне-восточный Elite Crew, шведские Arctic Avengers, Guerilla Warfare — для команды Террористов. Помимо этих моделей, в игре есть особый скин для VIP-игрока (на картах типа VIP assassination) и особые модели заложников (на картах Hostage Rescue).
Системные требования
Системные требования для клиентской части игры существенно отличаются от требований к оборудованию для серверного ПО [21].
Идейными вдохновителями и первыми разработчиками Counter-Strike стали Minh «Gooseman» Le и Jess «Cliffe» Cliffe (Minh Le(англ.), Jess Cliffe(англ.)). В январе 1999 Minh Le заканчивает свою деятельность в разработке модификации Quake 2 — Action Quake2, он хочет создать свою собственную многопользовательскую online-игру. В 1998 году в свет выходит Half-Life, а в свободном доступе появляется SDK-набор
для создания модов к нему. Зимой 1999 Minh Le начинает заниматься
моделированием и программированием для своей новой (пока что безымянной)
игры, Jess Cliffe помогает ему, а также занимается раскруткой проекта. В
середине марта того же года было придумано название для игры — Counter-Strike,
— появляются первые сайты, посвященные ей. Первая бета-версия мода была
выпущена 19 июня 1999 года, а осенью того же года появляются первый
online-сервер. Будучи бесплатной, Counter-Strike стремительными темпами
завоёвывает аудиторию, конкурируя с такими коммерческими проектами, как Quake III и Unreal Tournament. Весной 2000 года к проекту подключается Valve,
обещая материальную и моральную поддержку. Компания выкупила игру,
наняв Minh Le и Jess Cliffe в свой штат, а 8 ноября 2000 состоялся релиз
игры Counter-Strike 1.0.
Версии
На сегодняшний момент известно о нескольких наиболее играемых версиях Counter-Strike:
Counter-Strike 1.6
Counter-Strike 1.6 — это так называемый «классический CS».
Используется фанатами старого интерфейса и движка. Наиболее популярная и
распространённая версия игры, которая до сих пор используется на
разного рода соревнованиях вплоть до мирового масштаба.
Основные отличия от предыдущих версий — новый GUI
(интерфейс пользователя), изменения в ценах на некоторые виды оружия,
введение двух новых видов оружия — штурмовых винтовок IDF Defender
(прототипом послужила израильская штурмовая винтовка IMI Galil) для террористов и Clarion 5.56 (прототип — французский FAMAS)
для контртеррористов. Введение этих видов оружия преследовало одну цель
— закрытие «пропасти» между командой, проигравшей два раза подряд и
командой-победителем. При старой системе проигравшая команда была
вынуждена использовать оружие класса SMG (пистолеты-пулемёты), что не
давало ей возможности отыгратся. Теперь же команда могла позволить
купить новые штурмовые винтовки, что увеличивало их шансы на победу и
делало игру более динамичной и интересной. Также в CS1.6 увеличена убойная сила пистолета Glock (который в CS1.6
переименован в 9×19 Sidearm), что уравнивает шансы террористов и
контртеррористов в первом раунде. Ещё одно важное нововведение — щит
(Tactical Shield) для контртеррористов, защищающий его пользователя от
фронтального огня в закрытом положении и позволяющий вести огонь из
пистолета, раскрывшись. Это нововедение очень критиковалось фанатами
игры, потому что сильно изменяло баланс игры в сторону контртеррористов и
провоцировало их на использование позиционных, «кемперских», тактик
боя. Из-за столь сильной критики щит был удалён из последующих версий
игры и запрещён на официальных чемпионатах. В версии CS1.6 были
введены некоторые измения в игровой процесс — игрок, обезвредивший бомбу
или установший её (с её последующим взрывом), получает три
дополнительных очка.
Любительская, то есть нелицензионная версия Counter-Strike
прошла долгий путь из неофициальных обновлений (т. н. «патчей»),
разработанных энтузиастами. В основном эти обновления представляют собой
оптимизацию сетевого кода и исправление критических ошибок, ведущих к
сбою клиента или сервера Counter-Strike, а также незначительные улучшения графики.
Counter-Strike Online
Counter-Strike Online — претендующая на самостоятельность
версия популярной игры, результат реализации совместного проекта студий
Valve и Nexon, позиционируется разработчиками как попытка вдохнуть новую
жизнь в наиболее успешную на рынке компьютерных игр Counter Strike 1.6. Бета-тестирование и полигонные испытания новой версии CS Online определены пока только для азиатского рынка. К новшествам Counter-Strike Online
можно отнести максимально отточенный онлайновый геймплей,
дополнительные возможности командной игры, новые функциональные игровые
карты, принципипально непохожие на карты из предыдущих версий игры,
новые тактические приёмы и возможности ведения боя: поражение сразу двух
противников при ведении прицельного огня по одному из них, улучшенная
поведенческая физика тел при попадании снарядов (knockback), возможность
в игре переключаться между несколькими картами путём телепорта.[источник?]
И, наконец, киберспортсменов ждут релизы новых видов оружия — от
пистолетов-пулемётов до тяжёлых единиц автоматического оружия,
предоставляя тем самым возможность оценить соблюден ли баланс вооружения
между противоборствующими сторонами. На данный момент для скачивания
доступна Beta версия Counter-Strike Online[25].